Рус
En

Адрес: 247710, г.Калинковичи,
пл. Ленина, 1

Е-mail: mailrik@kalinkovichi.gov.by

Телефон/факс: 8 (02345) 3-17-12

Железнодорожный вокзал Городской парк Калинковичский районный исполнительный комитет Памятник 125-летию Полесской железной дороги Воинское захоронение ул.Куйбышева Белагропромбанк Площадь им. В.И.Ленина Фонд социальной защиты населения Храм иконы Свято-Казанской Божьей матери
Железнодорожный вокзал
Главная Район Юровичская святыня Католический костел и коллегиум

Католический костел и коллегиум

С момента своего основания Юровичская иезуитская миссия была приписана к их резиденции в Овруче. Вначале здесь находилось два миссионера, а с 1722 года три. В 1724 году в подчинение Юровичской вошла Мозырская иезуитская миссия и миссионеров стало четверо. В 1741 году Овручская иезуитская резиденция была преобразована в коллегиум, а Юровичская миссия получила статус резиденции. К этому времени основные каменные работы на строительстве нового храма завершились и, по свидетельству польского историка С.Заленского, в 1746 году костел был «…освящен бискупом Феликсом Товяновским…, о дате освящения точных данных нет».

В ночь с 13 на 14 октября 1748 года Юровичскую резиденцию захватил отряд украинских казаков. Как следует из жалобы, поданной иезуитами 4 дня спустя в мозырский суд, «…ксендзов гайдамаки зверски шугали, костел и резиденцию грабили, движимое большей частью забрали, либо подожгли, раскладывая в кельях костры, сожгли дела, бумаги, документы, разные записи как Юровичской, так и Мозырской резиденций…». Суперприор и еще кое-кто из иезуитов смогли вовремя скрыться (скорее всего, через вырытый уже к тому времени подземный ход), прочие же попали в руки грабителей, которые с ними не церемонились.

Особо досталось ксендзу Андрею Черскому, который «…едва остался при жизни». Самого Бога, в отличие от его католических слуг, казаки, однако, чтили – ни к чудотворной и прочим иконам, ни к другим культовым принадлежностям они не притронулись. Погрузив награбленное на челны, они спокойно уплыли вниз по течению Припяти. Очевидно, какие-то меры по недопущению впредь подобных происшествий местными властями и самими обитателями миссии были предприняты и подобные нападения больше не повторялись. Нужно отметить, что, несмотря на всемерную поддержку юровичских иезуитов в вопросах веры, представители местной шляхты крепко завидовали их имениям и богатству и при случае не стеснялись это продемонстрировать.

Так, за 21 год до налета гайдамаков, арендатор юровичского имения иезуитов «…неверный Шмуйла Беркович» поехал в фольварк Сидельники к мозырскому стражнику Теодору Обуховичу, очевидно, за каким-то денежным долгом или платежом. Оттуда, из-за проявленной излишней настойчивости, ему вскорости пришлось спасаться бегством от разъяренного шляхтича и его слуг. «…Этот пан Обухович, когда Шмуйло убегал, …в лесу догнав и к своему двору притянув, сам… его за лоб держал, а тот челядник за ноги, а холоп Иван бил кием с разных сторон по приказу своего пана. …Пан Обухович бил по лицу, зубам и носу, словами непристойными лаялся, говоря, что мне сделают твои ксендзы …, я их не боюсь и этим иезуитам я дам хороший отпор». Надо полагать, что подобный случай был не единственным.

5 сентября 1758 года чудотворный образ Юровичской Божией Матери в торжественной обстановке был перенесен из деревянного костела в каменный. 14 июля 1765 года Юровичский храм был вторично освящен во имя Рождества Наисвятейшей Девы Марии, причем проводил церемонию специально прибывший для этого Киевский бискуп Иосиф Залуцкий. С.Зеленский в своем многотомном труде «Иезуиты в Польше» свидетельствует: «…На освящение прибыла вся шляхта полесская и многотысячная толпа религиозного народа. Такого огромного съезда больше не знали Юровичи». Пышная церемония приобрела, однако, трагический оттенок: прямо во время богослужения бискуп внезапно скончался. (По другим данным, освящение проводил архимандрит Сидлецкий, и она прошла без происшествий).

Еще с конца 17 или с начала 18 века при Юровичской миссии существовала низшая иезуитская школа, в которой преподавал магистр Франтишек Шопик. В 1724 году она, как удаленная и мало посещаемая, была переведена в Мозырь. В 1756 году учебное заведение, уже при местной резиденции, под названием школы грамматики, было открыто здесь вновь «…в деревянном, но очень красивом здании». Школа имела светский характер и трехлетний срок обучения, преподавание велось по польски, основными предметами были латинский язык, синтаксис и грамматика. Через два года это учебное заведение получило более высокий статус гуманитарной школы. Были добавлены еще три года обучения и новые предметы: этика, риторика и математика. Преподавали в ней профессор М.Белли и два магистра. При школе имелась своя бурса (интернат-общежитие).

В 1773 году Римский Папа Климент XIV, имевший много претензий к иезуитам, своим указом ликвидировал их орден, объявив его «…лишенным всех должностных званий, коллегий и училищ». Юровичская резиденция была закрыта в ноябре этого же года, в ней тогда насчитывалось 8 ксендзов, 3 монаха и 2 магистра. С этого времени возведенный иезуитами храмовый комплекс несколько раз менял владельцев. Вначале власти передали его католическому монашескому ордену капуцинов, затем, с 1787 по 1799 годы здесь распоряжались монахи-доминиканцы, после них, в течение 33 лет – монахи-бернардинцы.

После второго раздела Речи Посполитой в 1793 году земли Минского воеводства вошли в состав Российской империи. С 1795 года местечко Юровичи входило в состав Мозырского, а с 1806 года – в состав Речицкого повета (уезда) Минской губернии. В это время орден иезуитов, деятельность которого в России по решению императрицы Екатерины II не запрещалась, попытался вернуть свою бывшую Юровичскую резиденцию. Об этом усиленно хлопотал в Санкт-Петербурге глава российских иезуитов Грубер. (По свидетельствам современников, он был «домашним» человеком в семье императора Павла I: вылечил императрицу Марию Федоровну от постоянно мучавших ее зубных болей, а самому царю варил его любимый шоколад по какому-то особому рецепту).

Имеются сведения, что в 1798 году, с разрешения Минского бискупа Я.Дедерки, несколько иезуитов находились в Юровичах на предмет возобновления здесь деятельности своего коллегиума. В 1800 году императорским указом здешнему костелу было назначено ежегодное содержание от казны в 112 руб. 50 коп. серебром. Однако, в связи с последовавшим вскоре дворцовым переворотом и убийством Павла I, хлопоты иезуитов успехом не увенчались. При следующем императоре Александре I их деятельность в России «…за совращение вверенного их попечению православного юношества в римско-католическую веру» была запрещена. Всем иезуитам дали на дорогу по 25 червонцев и на почтовых лошадях, под конвоем, препроводили за границу, в Австрию. Иезуитский период в истории Юровичского храмового комплекса был, таким образом, окончательно завершен.

В ходе войны 1812 года в Юровичах находился наблюдательный казачий пост из состава, расположенного в окрестностях Мозыря 2-го резервного корпуса русской армии. Есть сведения, что по распоряжению командира корпуса генерал-лейтенанта Ф.Ф.Эртеля несколько юровичских мещан-евреев под видом бродячих торговцев производили разведку в тылах наполеоновской армии под Глуском, Слуцком и Минском. (Вероятно, и наполеоновский генерал Я.Г.Домбровский, осаждавший Бобруйскую крепость и посылавший свои разъезды под самый Мозырь, также имел информаторов среди юровичских поляков). В октябре-начале ноября 1812 года местечко занимал крупный отряд русской пехоты и кавалерии с несколькими орудиями. Часть его, очевидно, заняла позиции на храмовой горе, тут же были оборудованы и артиллерийские позиции (недавно при реставрационных работах в монастыре было найдено пушечное ядро того времени).

В 1832 году за содействие польскому восстанию деятельность бернардинского монашеского ордена в России была запрещена. В Юровичи прибыл казачий отряд, командир которого, дождавшись завершения богослужения, прочитал в костеле распоряжение о его закрытии. Ксендзам и верующим разрешили забрать все храмовые реликвии. По преданию, чудотворная икона Божией Матери «далась» в руки безгрешному ребенку – трехлетней Марии Сущинской, дочери местного помещика.

В течение 8 лет костел стоял закрытым и опечатанным, католические богослужения велись в деревянной каплице при кладбище. В 1840 году, по многочисленным ходатайствам местных помещиков и шляхты, император Николай I распорядился вернуть им костел, который с этого времени стал приходским. Назначенный сюда ксендз Владислав Лекаста, осмотрев храм, докладывал Минскому бискупу Адаму Войткевичу, что «…вся штукатурка осыпалась, крыша совершенно сгнила и весь костел протекает, купола обрушились, бревна сгнили…». В монастырском помещении «…требуется значительное исправление печей, окон, дверей и самих комнат. Много кирпичей размокло и выпало». В столь же бедственном положении находились и другие храмовые постройки. «…Верх… ограды на всем протяжении испортился и порос травою; купольные кирпичные своды на башнях местами продырявились. Кирпич при основании стен и башен местами вымок и выкрошился».

Далее ксендз подробно перечисляет количество окон без стекол, сгнившую столярку и сетует на совершенную негодность всех хозяйственных построек (даже воду на гору доставляли снизу в бочках, т.к. монастырский колодец от старости обвалился). Сбор средств на реставрацию Юровичского костела шел медленно. Смета была составлена лишь в 1855 году и предусматривала заготовку для проведения ремонта «…бляхи 200 пудов, мелу 8 пудов, масла постного к окраске 20 пудов, голландской сажи 1 пуд, извести 60 бочек, кирпича 2 000 штук, гвоздей 13 пудов…», всего на 3 001 руб. 40 коп. серебром.

Весной 1856 года с бригадой мастеровых был заключен контракт на проведение в костеле ремонтных работ на сумму 1 700 руб. (без учета стоимости строительных материалов). Часть денег выделила католическая епархия, а на покрытие оставшейся суммы расходов В.Лекасту была выдана шнуровая книга для записи пожертвований на храм, каковых он и собрал 1 852 руб. 98 коп. Этого, однако, оказалось недостаточно, приход остался должен подрядчикам еще 1 045 рублей. Для выплаты долга юровичский ксендз был вынужден занять эту сумму у частных лиц под немалые проценты.

Все ремонтные работы были произведены в течение одного летнего сезона 1856 года и к осени костел был «…вновь оштукатурен снаружи, покрыт железною бляхою, окрашен краскою». Были переделаны также все три купола. Находившийся в средней части крыши был покрыт медью, а другие железом. После ремонта Юровичский храмовый комплекс еще больше поражал впервые его видевших своим великолепием. Вот как описывает его одно из изданий того времени.

«…На самом же высоком месте конусообразной горы выстроен иезуитами величественный костел, в котором находилась и в настоящее время находится чудотворная икона Божией Матери. К костелу примыкает огромное каменное двухэтажное жилое здание, окруженное садом, это бывший иезуитский монастырь. Костел и здание бывшего монастыря обведены вокруг квадратом, на большом протяжении, высокою каменною стеною, по четырем углам которой выстроены довольно высокие каменные круглые башни; таковые же башни четыре поставлены на серединах продольных стен ограды. При постройке этих башен, по всей вероятности, (как можно судить по самому устройству их) имелось в виду укрепление местности, что свидетельствуется сделанными в тех башнях отверстиями, т.е. бойницами».

В ноябре 1861 года на католический приход в Юровичи был назначен ксендз Ящович. Он произвел полную ревизию храмовых построек и попросил у Минской римско-католической духовной консистории на завершение ремонтных работ в костеле еще 500 рублей. (Этих денег настоятелю так и не дали). Сменивший его ксендз Гуго Годзецкий был более настойчив и получил-таки от консистории в мае 1862 года на завершение ремонта 343 руб. 28,5 коп. Эту сумму он истратил в этом же году на самые неотложные работы и доложил своему духовному руководству, что «…кроме сих починок…, всего требуется на починку Юровичского костела 2 254 рубля». Однако завершить ремонт храма его последнему ксендзу было уже не суждено. Вспыхнувшее в 1863 году новое польское восстание привело к окончательному упразднению юровичского католического прихода.

Летом 1864 года Минская православная епархия обратилась к генерал-губернатору М.Н.Муравьеву с ходатайством о закрытии юровичского костела в связи с тем, что его клир вмешивается в дела православных. Генерал от инфантерии сделал на этот предмет запрос военному начальнику Мозырского и Речицкого уездов (белорусские губернии находились в это время на военном положении). Там провели расследование и доложили, что «…юридических фактов о принятии ксендзами участия в мятеже нет, но слухи заставляют сомневаться в их политической благонадежности». М.Н.Муравьеву эти аргументы показались убедительными и 11 ноября 1864 года он подписал распоряжение о закрытии юровичского костела в связи с тем, что «…во время недавних беспорядков местные помещики и шляхта пели революционные песни и, кроме того, этот костел… весьма вреден для православия».

27 ноября для выполнения этого распоряжения в Юровичи прибыл воинский отряд с офицером. События этого дня отразил в своих воспоминаниях ксендз Сенчуковский. «…В Юровичах я встретил роту солдат, которые на протяжении 4-х часов топорами рубили в костеле алтари, статуи 12 апостолов и орган… Рота солдат была под командованием военного начальника уезда майора Стефановича, фанатика-поляка. Но для того, чтобы показать свою преданность России, он приказал рубить алтари… После такого вандализма Стефанович обратился к католикам со словами: «Смотрите, ваш костел уже православный. «Матерь Божия» уже приняла православие. Поэтому и вы принимайте православие».

Прихожане, однако, не вняли этому предложению и написали в Санкт-Петербург главе римско-католических общин коллективную жалобу на учиненный в своем храме погром. (Все 153 подписанта были мещанами или крестьянами, помещики и шляхта от выражения своего мнения воздержались). В результате юровичскому католическому приходу все же разрешили совершать богослужения в деревянной каплице при кладбище (через несколько лет приход окончательно упразднили). Собиравший подписи под письмом крестьянин И.К.Луцкевич был арестован полицией.

Опрос
Какие у Вас возникают проблемы в работе жилищно-коммунального хозяйства?














Память (список земляков, погибших в годы Великой Отечественной войны
Деноминация -2016
Землеустроительная служба
В помощь гражданам Украины
веб-портал ЕГР
Государственный пограничный комитет
Белорусская нотариальная палата
Гордимся, что научили
#МАЁЙКРАІНЕ
Цель99
Портал информационной поддержки экспорта
Интернет-ресурсы