Рус
En

Адрес: 247710, г.Калинковичи,
пл. Ленина, 1

Е-mail: mailrik@kalinkovichi.gov.by

Телефон/факс: 8 (02345) 3-17-12

Фонд социальной защиты населения Калинковичский районный исполнительный комитет Железнодорожный вокзал Памятник 125-летию Полесской железной дороги Площадь им. В.И.Ленина Воинское захоронение ул.Куйбышева Храм иконы Свято-Казанской Божьей матери Белагропромбанк Городской парк
Фонд социальной защиты населения
Главная Район Юровичская святыня Cтроительство и архитектура комплекса

Cтроительство и архитектура комплекса

Строительство и архитектурный стиль храмового комплекса

В 1705 году деревянный юровичский костел сгорел. (Как выяснило следствие, поджог «со злодейским умыслом» совершил местный житель Казимир Яроцкий). Костел вскоре восстановили, начав одновременно по всей округе широкий сбор средств на строительство каменного храма. Часть денег поступило от иезуитов из Овруча, значительную финансовую помощь оказали и окрестные  помещики и шляхта. Общепринятой датой начала строительства каменного костела в Юровичах считается 1710 год.

Есть также свидетельство о начале работ в 1717 году, а в книге Ф.Колерта указано, что храм возводился в 1701-1715 годах. Весьма вероятно, что закладка сооружения произошла в 1710 году, а основные строительные работы в связи с событиями русско-польско-шведской войны  начались позднее. (Подобная ситуация сложилась, например, при строительстве иезуитского костела в Могилеве: торжественную закладку первого камня в фундамент здесь произвели в 1699 году, а само строительство начали лишь 24 года спустя).

Новый юровичский костел начали возводить на горе, рядом с деревянным. Имя архитектора и главного строителя храма документально не установлено. По преданию, это мог быть  итальянец, ученик  и последователь  знаменитого архитектора той эпохи Я.М.Бернардони, строителя знаменитого костела Божьего Тела в Несвиже. Архитектурные стили юровичского и несвижского костелов весьма схожи и, в свою очередь, копируют стиль главного иезуитского собора Дель Джезу в Риме. Возможно также, что архитектором и строителем костела был Павел Тижицкий, по проекту которого в 1731-1772 годах был возведен иезуитский костел в Каменец-Подольском на Украине, необычайно схожий с юровичским. Строительство каменного храма велось медленно и растянулось на десятилетия. Работы велись сезонно, с начала мая по октябрь, на зиму над зданием устраивалась временная крыша.

Весь храмовый комплекс сложен из кирпича-«пальчатки» размером от 322х336х152 мм до 154х65х89 мм. Характерную особенность этого вида кирпича составляли продольные борозды на его поверхности, наносившиеся в процессе изготовления рукой мастера или специальным инструментом. Каменщики пользовались примерно такими же кельмами, что и сейчас, кладка выполнена на известковом растворе, швы кладки – от 1 до 3 см. После церковного освящения и разметки строительной площадки был выкопан глубокий котлован под фундамент. Одновременно, тут же  на месте, шла заготовка бутового камня, изготовление и обжиг кирпича. Одновременно на строительстве трудилась одна или несколько строительных артелей, каждая из которых состояла из нескольких десятков каменщиков, каменотесов, кузнецов, плотников и других специалистов. Руководил артелью обычно опытный мастер, помощник архитектора. Профессиональным строителям помогало значительное количество (до нескольких сотен) землекопов и чернорабочих, нанятых на сезон в самом местечке и окрестных деревнях.

По традициям той эпохи, строительство храма велось под церковные песнопения и музыку. В 1746 году основные каменные работы на здании были завершены. (Эту дату называют все составленные в 19 веке «визиты» юровичского костела). В 1756 году была закончена и каменная пристройка «кляштара» - здания иезуитской миссии. Не позже этой даты, а возможно, еще до окончания строительства костела  территория миссии была обнесена мощной кирпичной стеной.


Главные постройки выполнены в единой пространственно-объемной композиции, символизирующей Крест Господний. Храмовый комплекс возведен в стиле позднего, т.н. «виленского» барокко, которому присуща сдержанность и монументальность архитектурных форм, стройность силуэтов строений, симметричность в создании объемов и организации внутреннего пространства, детальная разработка фасада здания. Юровичская иезуитская миссия удачно соединила в себе кажущуюся простоту архитектуры кляштара с высокохудожественным исполнением декоративных элементов храма.

Главное строение, костел, представляет из себя трехнефовую каменную базилику размером 34х20,5 м  с внутренним куполом и вытянутой полукругом алтарной апсидой с восточной стороны. По свидетельству современников, в нем помещалось до полутора тысяч человек.  Главный фасад венчали две башни, высота которых с куполом составляла 26,5 м. Главный неф костела с юга и севера освещали по три окна, одно окно было в западной части, три – в апсиде. Окна имели прямоугольную форму и лучковую перемычку. Все окна главного нефа располагались выше карниза интерьера. Почти все оконные проемы  как изнутри, так и снаружи  были оформлены развитыми наличниками и украшены барочными завитками.

Главный неф был перекрыт цилиндрическим сводом, который, в свою очередь, был разделен арками. Правый и левый нефы имели крестовые своды, были узкими, по высоте доходили лишь до половины главного нефа. Они освещались десятью окнами, расположенными ниже карнизов (по четыре в северной и южной стенах, по одному с востока и запада). Над боковыми нефами располагались галереи, что было отличительной чертой всех иезуитских костелов. К апсиде с двух сторон примыкали двухэтажные сакристии, перекрытые крестовыми сводами.

От северного сакристия отходил двухэтажный коридор, ведущий в кляштар. Над костелом возвышались три башни, две из которых, трехъярусные, были на главном фасаде и одна, поменьше, на середине главного нефа. В южной башне было три небольших колокола, в северной – часы с боем (отбивали каждый час и четверть часа). Башни были крыты медным листом и венчались крестами «латинской» формы. Известно, что в 1829 году их заменили, т.к. «…старые были поломаны ветром».  Боковые стены здания расчленены спаренными лопатками и неглубокими нишами.

Внутри костела над главным входом располагались небольшие хоры, где находился орган. Из фасадных башен туда вели винтовые лестницы. Решетки перед главным алтарем были дубовыми, таким же был пол в центре костела, а по бокам и в сакристиях – каменный. Как гласит описание второй половины 18 века, «…лавок в костеле по 4 пары с обеих сторон, всего 16». Две первые лавки, предназначенные для особо почетных гостей или прихожан, были всегда покрыты коврами. Внутри здание было оштукатурено, украшено скульптурой и росписями на библейские темы.

В костеле было устроено 11 алтарей. Главный алтарь был трехсоставным (трехъярусным) и, как указано в описании начала 19 века, «…резным старосветской работы…, частью вызолочен, а частью посеребрен». Изготовил его в 1732 году резчик мастер Тарас Оршицкий, а вызолотил и посеребрил мастер Степан Петровский. Чудотворная икона Божией Матери помещалась в большом вызолоченном киоте высоко над главным алтарем. К киоту вели две винтовые лестницы. Еще десять алтарей из искусственного мрамора, богато украшенные лепниной, располагались под окнами боковых нефов. Они были посвящены Франциску Серафицкому, Беспорочному Зачатию, Михаилу Архангелу, Святому Юзефу, Франциску Ксаверию, Святому Доминику, Святому Антонию, Крествовоздвижению Иисуса, Святой Семье, Св.Яну Непомуку.

Костел имел четыре входа: три со стороны главного фасада и один из коридора, ведущего в кляштар. Храмовая «визита» свидетельствует, что «…центральные большие двери 5 локтей высоты и 4 локтя ширины» были из дуба, а «…по бокам есть еще 2 двери меньше 4 локтя высоты и 2 локтя ширины, заваленные и никогда не открывающиеся». Кровля над костелом была из черепицы. Над главным нефом крыша была двухскатная, и односкатная по боковым. Известно, что в 1819 году крыша костела была покрыта железом и окрашена в зеленый цвет. Под костелом находился обширный склеп-кристия, где производились наиболее почетные захоронения.

Двухбашенный фасад костела был богато декорирован полукруглыми нишами, сгруппированными пилястрами и капителями. Эти декоративные элементы, с их упругими и лаконичными линиями, очень выразительны. Вытянутые вверх прямоугольники оконных и дверных проемов фасада также поражают своей гармоничностью. Фасад в целом повторяет традиционную двухбашенную схему других костелов, построенных иезуитами в 17-18 веках на белорусских землях, но по сравнению с ними значительно усложнен. Западноевропейские архитектурные формы здесь гармонично слиты с местными строительными традициями, что делает Юровичский храмовый комплекс одним из высочайших образцов «виленского» барокко.

Удивительна сама выпукло-вогнутая форма храмового фасада, которая при обозрении с разных точек визуально как бы изменяется. Талантливый архитектор, создавший храм, выстроил всю его композицию так, что верхние декоративные элементы как бы «вырастали» из нижних, бывших их продолжением. Это особенно заметно на декоре башен и в центре главного фасада. Строители широко использовали христианскую символику, поместив шестилучевую звезду на фронтоне в центре фасада и кресты над окнами второго яруса башен. На треугольном фронтоне главного нефа было помещено изображение Мадонны с младенцем.

Уникальность здешнего архитектурного декора в том, что это не обычная недолговечная гипсовая лепка, а выложенный при возведении стен специально формированным кирпичом объемный рисунок. Специалисты до сих пор не пришли к единому мнению, выполнялся ли он посредством формовки с последующим обжигом, или же путем обтески уже готового кирпича. Исследователями было замечено, что высокий образец Юровичского храма уже с конца 18 века стал своеобразным архитектурным эталоном для окрестных жителей, которые активно использовали формы его декора при строительстве своих домов в наличниках окон, коньках крыш и т.д. Без сомнения, этот образец позднего барочного искусства дал толчок развитию новых направлений храмового строительства и домовой резьбы во всем восточном белорусском Полесье.

Монастырь (кляштар, коллегиум) представляет из себя двухэтажное, П-образное в плане здание с подвалом и надстроенными по углам восточного фасада квадратными трехъярусными башнями. Его размеры составляют 56х26 м, высота кровли 9,35 м, высота башен 13 м, толщина внешних стен 1,5 м, внутренних – ок.1 м. Первый и второй этажи перекрыты крестовыми сводами, а подвал – цилиндрическими.

В здании 28 помещений, из них 12 на первом этаже и 16 на втором. На первом этаже главный вход с курдонера вел в центрально расположенную трапезную, еще три входа находилось с другой стороны. В дальнем от храма крыле здания находилась кухня и кладовые. На верхнем этаже апартаменты настоятеля находились в ближайшем к храму углу, далее были жилые кельи и библиотека. В инвентарном описании 1773 года отмечено, что кляштар  частично был накрыт черепицей, а частично гонтом,  «…по случаю неоконченных каменных стен».

Снаружи здание было оштукатурено лишь частично. Из декоративного оформления присутствуют лишь пилястры на фасаде, да также пластическое обрамление дверных и оконных проемов. Помещения костела и кляштара в холодное время отапливались находившимися в жилом здании большими, обложенными кафелем печами, откуда тепло подавалось по системе калориферов.   В крипте храма был устроен тайный подземный ход – непременный атрибут оборонительных, дворцовых и храмовых комплексов той эпохи.

По записанным в 50-х годах прошлого века рассказам юровичских старожилов он тянулся отсюда до бернардинского монастыря в Мозыре – 22 километра, включая километр под Припятью. Вряд ли это соответствует действительности, т.к. обычная протяженность известных нам монастырских подземных ходов составляет 0,5 – 4 км (исключение - подземная коммуникация из Троице-Сергиевой лавры в один из соседних монастырей длинной в 12 км). Скорее всего, подземный ход из юровичского костела заканчивался в каком-нибудь неприметном окрестном овраге или лесном массиве. (В конце 40-х годов прошлого века, после того, как несколько воспитанников здешнего детдома забрались в подземелье и едва там не погибли, вход в него был замурован).

На монастырском дворе, вдоль северной оборонительной стены, находились кирпичные, крытые гонтом, хозяйственные постройки – мельница, пекарня, амбар, воловня и хлев. Из того же описания следует, что «…посреди двора есть колодец, выложенный из дубового дерева, глубиной 15 саженей…, крыт гонтом крышей на 4 столбах». В то неспокойное время строительство монастырских или дворцовых комплексов с чертами оборонительных сооружений было совершенно естественным и необходимым. Конечно, выдержать осаду регулярной армии с артиллерией они не могли, но определенную защиту от банд грабителей и шляхетских «наездов» обеспечивали.

Весь Юровичский храмовый комплекс был обнесен  полукилометровой кирпичной нештукатуреной стеной (четырехугольник 170х90 метров) с 8 сторожевыми башнями. Толщина стены 0,7 м, высота   3,5 м (один из источников указывает 7,8 м), башни высотой 10 м, диаметром 4 м, с бойницами и выпукло-коническими куполами. Напротив главного фасада костела находилась брама – «…большие въездные ворота с глухими дубовыми полотнами столярной работы». Часть монастырского двора была под фруктовым садом, большая половина которого была, однако,  разбита за внешней стеной и ограждена высоким деревянным забором. Посреди этой части сада находился летний дом для приема гостей, а в углу – беседка. У ворот сада, но уже с внешней стороны, было деревянное здание школы, имевшее 4 комнаты.  

 

 

Опрос
Какие у Вас возникают проблемы в работе жилищно-коммунального хозяйства?














Память (список земляков, погибших в годы Великой Отечественной войны
Деноминация -2016
Землеустроительная служба
В помощь гражданам Украины
веб-портал ЕГР
Государственный пограничный комитет
Белорусская нотариальная палата
Гордимся, что научили
#МАЁЙКРАІНЕ
Цель99
Портал информационной поддержки экспорта
Интернет-ресурсы